Ремонт полипропиленовых труб — проблемы и их устранение

Механическое повреждение в трубопроводеПолипропиленовые трубы характеризуются завидной химической стойкостью и достаточно высокой кольцевой жесткостью. Однако физическая сопротивляемость таких изделий ударным или механическим нагрузкам оставляет желать лучшего. Поэтому ремонт полипропиленовых труб является достаточно распространенной операцией. Мы попробуем упомянуть всевозможные причины аварий в таких трубопроводах и о методах устранения последствий аварийных ситуаций в безнапорных и напорных системах из полипропилена.

Причины аварий в безнапорных трубопроводах из полипропилена

Давление в безнапорных системах равно атмосферному. Пропускная способность таких линий рассчитывается заранее. К тому же, монтаж стыков в безнапорных системах осуществляется по раструбной технологии, с герметизацией места контакта обычным резиновым уплотнителем. То есть, опасаться запредельного внутреннего давления или ошибок в сборке трубопровода, в данном случае, не стоит.

В итоге, повредить полипропиленовую трубу в такой системе может только «третья сила», злонамеренная или случайная.

Проще говоря: причиной аварии в безнапорной системе может быть только стороннее воздействие, в результате которого пострадало тело трубы.

Причем такое воздействие может выглядеть и как попытка сброса в систему химического вещества с высокой Заводской дефек трубыактивностью, и как эксплуатация системы с заведомым нарушением температурного режима, и как тривиальное механическое повреждение.

Впрочем, теоретически, еще одной причиной таких аварий могут быть фабричные дефекты, незамеченные в отделах технического контроля завода-производителя труб из полипропилена. Однако такие дефекты полипропиленовых трубопроводов встречаются не часто. Процесс производства таких изделий контролируется достаточно тщательно. Поэтому такой «причиной» можно пренебречь.

Причины аварии в напорных трубопроводах из полипропилена

Строительные нормативы, которыми регламентируется прокладка полипропиленовых трубопроводов, допускают использование подобных конструкций не только в безнапорных линиях, но и в напорных системах.

Поэтому, помимо упомянутых сторонних сил, в список причин аварий следует включить еще и риски, связанные с превышением допустимого давления в трубопроводе, и опасности, спровоцированные ошибками при монтаже напорной линии.

Ведь напорный трубопровод монтируют на достаточно прочное сварное соединение, не прощающее технологических ошибок. Перекос трубы в муфте, ошибки в процессе пайки, поломки сварочного аппарата – вот только краткий перечень причин аварий на стыках. Причем большая часть аварий напорных трубопроводов спровоцирована именно «стыковочными» причинами. Поэтому разбор методик устранения протечек и прорывов в трубах мы начнем с изучения способов борьбы с некачественными стыками.

Читайте также:
Какую температуру и давление выдерживают полипропиленовые трубы?

Ремонт стыков трубопровода

Ремонт труб полипропиленовых, а равно и изделий из любого другого полимера, начинается с локализации мета протечки. Причем в самом начале сантехники осматривают стыки системы. Ведь три четверти проблем безнапорных и напорных трубопроводов связаны именно со стыками.

Как починить стык в безнапорной системе?

Ремонт полипропиленового стыкаПолипропиленовые трубопроводы в безнапорных системах могут протечь на стыках только по одной причине – из-за перекоса уплотнительных колец в раструбе. Поэтому при монтаже безнапорных систем нужно контролировать месторасположение колец с помощью особого щупа, который можно изготовить из пивной банки. Этот «инструмент» вводится в щель стыка и промеряет глубину «залегания» уплотнительного кольца. И если в процессе промера глубины вы наблюдаете разную глубину, то кольцо лежит неровно.

Починка полипропиленового трубопровода, в данном случае, предполагает всего лишь демонтаж стыка с заменой кольца. То есть, вам придется извлечь трубу из раструба и заменить или поправить уплотнительное кольцо. После чего труба вводится  в раструб, и проблема считается решенной.

Как починить стык в напорной системе

Стык в напорных трубопроводах собирают на сварку. И ошибки в процессе сборки означают только одно: вам придется вырезать из трубопровода поврежденный стык и заменить его новым элементом.

Резка полипропиленовых труб, в данном случае, осуществляется в максимальной близости от поврежденного стыка. Ведь полимерные трубопроводы чувствительны к линейным температурным деформациям, следовательно, мы можем вырезать трех или четырехсантиметровый участок и просто соединить свободные торцы без наращивания (врезки) длинны  трубы.

Ремонт пластиковой напорной трубыПосле того, как участок с проблемной муфтой будет вырезан из трубопровода, вам придется отыскать новый фитинг и заново запаять проблемный узел. Только в данном случае постарайтесь не допустить типичных ошибок процесса пайки полипропиленовых труб.

Читайте также:
Полипропиленовые трубы PPRC армированные — обзор и характеристики

Словом, придерживайтесь следующих мер предосторожности:

  • контролируйте глубину погружения трубы в муфту,
  • вводите в блок управления сварочным аппаратом верные значения диаметра и толщины стенки трубы
  • запрессовывайте трубы в муфту одним движением, без проворачивания.

И если вы не ошибетесь в этих «мелочах», то проблем с новым стыком у вас не будет.

И в безнапорных, и в напорных системах тело трубы чинят с помощью одной и той же операции: инсталляции временной или постоянной «заплатки». Причем роль заплатки может сыграть и резиновый жгут, и разборная муфта, и сегмент такой же трубы. Жгут наматывают на тело трубы, поверх пробоины. Концы жгута фиксируют с помощью винтового хомута  или обычной проволоки. Кроме того, ремонт полипропиленовых труб, в данном случае, можно организовать и с помощью обычного текстиля, пропитываемого, на каждом витке, эпоксидными смолами.

Замена участка трубыРазборная муфта обжимает место деформации и фиксируется на винты. Причем, в самом начале, под трубы заводят нижнюю часть муфты, поджимая прорыв верхней стороной изделия.

При таком порядке сборки муфты вы можете пренебречь необходимостью отключать напор в трубопроводе.

Сегментарная заплатка монтируется только на «пустой» трубопровод. Она вырезается из тела аналогичной трубы и фиксируется на клей. Причем поверх проклеенного участка лучше всего наложить еще и резьбовой хомут, поджимающий заплатку и в процессе высыхания клея, и в ходе эксплуатации трубы.

Замена участка безнапорного и напорного трубопровода

Если причиной ремонта стала очень серьезная авария, разрушившая значительный участок тела трубы, то вам не стоит размениваться на заплатки или муфты – просто замените весь поврежденный участок новым, работоспособным аналогом.

Разрушенный участок безнапорного трубопровода просто вынимают из нижнего и отсоединяют от верхнего (по ходу течения потока) раструбов. Новую трубу сначала вставляют в нижний раструб, а затем присоединяют к верхнему, гладкому торцу. При этом не следует забывать о необходимости контроля месторасположения уплотнительных колец.

Читайте также:
Полипропиленовые фитинги и трубы: разновидности и характеристики

Замена поврежденных участков полипропиленовой трубы в напорных системах основана на полном удалении аварийного сегмента и двух сварных муфт.  Поэтому сборку нового сегмента начинают с монтажа (пайки) новых муфт. И после этого вам останется лишь вварить в свободный торцы муфт мерный отрезок трубы нужного диаметра.

В процессе обустройства сварных соединений стоит обращать внимание на глубину и качество пайки. Иначе вам придется заниматься еще и некачественными стыками.

Оцените статью
Все трубы
Добавить комментарий