Трубы » Задвижки »

Устройство клиновых фланцевых задвижек


Фланцевая клиновая задвижкаЗадвижка клиновая фланцевая относится к ассортименту запорной арматуры. Подобные узлы монтируют в магистральные трубопроводы промышленного и коммунального типа. Достоинством клиновидных задвижек является достаточно высокая надежность узла и очень низкий коэффициент гидравлического сопротивления. К недостаткам данного типа запорной арматуры следует отнести весьма значительные габариты и достаточно продолжительный период срабатывания узла. Такие задвижки открывают и закрывают поток очень медленно.

Устройство этой разновидности запорной арматуры основано на классической схеме: корпус + запорный узел.

Причем, фланцевый вариант с клиновидным затвором привнес в данную схему ряд индивидуальных особенностей,  а именно:

Магистральные торцы корпуса этой задвижки заканчиваются не привычным резьбовым сгоном, а особым элементом – фланцем,  форма и размеры которого регламентируются ГОСТ 12819-80. Такая схема конструкции корпуса позволяет монтировать клиновидную задвижку в трубопроводы с рабочим давлением от 15 до 200 атмосфер.

Задвижка короткая клиновая фланцеваяПри этом внутренний диаметр трубы не должен превышать 400 миллиметров. А минимальный диаметр условного прохода (ДУ) равняется 15 миллиметрам.  Хотя, в большинстве случаев, начало сортамента подобной арматуры открывает типовая задвижка клиновая фланцевая ду50, рассчитанная на монтаж в 50-миллиметровый трубопровод.

Верхний торец корпуса задвижки оформлен под фланцевое соединение с корпусом вентиля запорного устройства. Габариты верхнего фланца регламентируются отраслевыми стандартами. Корпус данного типа запорной арматуры производится методом литья. Конструкционным материалом корпуса является сталь или чугун. Причем задвижка клиновая стальная фланцевая по своим рабочим параметрам практически не отличается от чугунного варианта.


Запорный элемент данной арматуры оформлен в виде клинового затвора.

Причем существует три варианта исполнения запорного элемента, а именно:

  • Жесткий клиновидный затвор
  • Двухдисковый затвор
  • Упругий затвор

Затвор жесткого, шиберного типа предполагает достаточно крупные габариты задвижки. Однако именно такие запорные элементы можно монтировать в трубопроводах высокого давления. Ведь жесткий затвор гарантирует абсолютную герметичность пропускного отверстия в корпусе.

Впрочем, оборудованная жестким затвором задвижка клиновая чугунная фланцевая, а равно и ее аналог в стальном корпусе, очень капризна в эксплуатации. Ведь при понижении температуры окружающей среды затвор заклинивается в раме.

Задвижка с двухдисковым клиномПодобного недостатка лишена только запорная арматура с двухдисковым затвором. Такой запорный элемент собирается из двух дисков, соединенных в V-образную конструкцию стяжкой в нижней части.

Подобная форма затвора позволяет отказаться от сверхточной обработки седла корпуса, что сокращает расходы на производство и, соответственно, снижает стоимость затвора. Причем эффективность затвора от этого не страдает. Например, задвижка клиновая фланцевая hawle двухдискового типа герметизирует трубопровод ничуть не хуже арматуры с жестким затвором. При этом седельный уплотнитель двухдискового варианта изнашивается намного медленнее, чем аналогичная деталь арматуры с жестким затвором.

Упругий затвор является  улучшенным вариантом двухдискового затвора.

В нижней точке V-образного двухдискового запора монтируется упругий элемент, раздвигающий диски при закрытии заслонки. Благодаря этой детали типовой двухдисковый затвор функционирует с еще большей эффективностью – герметизация пропускного отверстия, в данном случае, практически абсолютна.

А эксплуатационный период, измеряемый в циклах срабатывания затвора, увеличивается практически на порядок.

Конструкция органов управления задвижкой состоит из штока, соединенного с дисковым затвором и маховика, передающего момент вращения на шток.

Причем по типу строения узла управления все задвижки разделяются на:

  • Арматуру с выдвижным штоком.
  • Арматуру с не выдвижным штоком.

Первый вариант отличается большей надежностью. Поэтому такие задвижки используются в магистралях промышленного типа, в том числе и в  нефтегазовой отрасли. Например, типовой представитель арматуры с выдвижным штоком — задвижка клиновая фланцевая 30с41нж – эксплуатируется в достаточно жестких температурных условиях: от -40 до 425 градусов по Цельсию.  Задвижка с не выдвижным штоком, чаще всего, используется в магистралях, проводящих холодную воду. Единственным достоинством данного варианта является относительно небольшие габариты запорного узла.

Причем, и в том и в другом случае, крутящий момент на маховик может передавать и оператор (мускульное усилие) и электропривод. Конструкции последнего типа монтируют преимущественно на скрытые трубопроводы, прокладка которых производилась без использования колодцев.