Особенности устройства шланговых задвижек

Задвижка шланговаяШланговая задвижка используется в магистралях, транспортирующих потоки с высокой вязкостью или большим содержанием абразивных частиц. Классическая запорная арматура в таких условиях не работает, поскольку абразивная взвесь может повредить даже самый стойкий запорный элемент. Поэтому в трубопроводах, транспортирующих сильно загрязненные потоки, используется особая задвижка, запорный элемент которой просто пережимает эластичную вставку в седле корпуса.

Задвижка шланговая — особенности конструкции

Шланговая арматура, как и любой  другой запорный элемент, состоит из следующих деталей:

  • Корпуса
  • Запорного узла
  • Органов управления

Такая схема не отходит от классической компоновки запорной арматуры. Однако специфика конструкции задвижек данного типа проявляется в каждом узле данного устройства. Например, корпус задвижки сформирован в виде тройника, горизонталь которого образована магистральными торцами, а вертикаль  — штуцером, принимающим регулировочный вентиль. Однако во внутренней части корпуса задвижки нет седла, принимающего запорный элемент. Магистральные торцы арматуры оформлены в виде резьбовых штуцеров (патрубков) или фланцев.

Шланговая задвижка фланцеваяСам запорный элемент шланговой арматуры отличается от аналогичных деталей запорно-регулирующих устройств для трубопроводов самым кардинальным образом. Этот узел оформлен не как тело вращения, и не как клин – запорный элемент шланговой арматуры выполнен в виде эластичного, полого цилиндра (по сути – отрезка шланга), который просто сдавливается клином или поршнем.

Органы управления шланговой задвижкой оформлены по классической схеме: в вертикальный торец корпуса вводится резьбовой шток, к концу которого крепится запорное устройство. Особенности конструкции органов управления проявляются именно в форме запорного устройства, которое напоминает пресс. Причем запор может состоять из двух половин – верхней и нижней, которые движутся навстречу друг другу, прикрывая эластичный патрубок.  Именно по такому принципу функционирует задвижка шланговая 33а17р, запор которой состоит из двух частей.

Читайте также:
Конструкция и использование шандорных затворов

Разновидности шланговой арматуры

Классификацию задвижек шлангового типа можно выстроить на основе следующих принципов:

  • По варианту оформления магистральных торцов
  • По типу конструкционного материала патрубка запорного элемента
  • По типу конструкционного материала корпуса задвижки

Шлагновая задвижка фланцеваяМагистральные торцы задвижки оформляются либо под резьбовое соединение, либо под фланец. Соответственно, в сортаменте запорной арматуры встречается и задвижка шланговая фланцевая, и ее резьбовой аналог. В первом случае размерный ряд сортамента регламентируется по ГОСТ 12815-80, во втором – по ГОСТ 6357-81. Впрочем, в любом случае, сортамент задвижек разбит всего на 6 типоразмеров, с пропускным диаметром от 50 до 200 миллиметров.

Патрубок запорного элемента изготавливается из резины или эластичного полимера. Причем режим работы задвижки и область применения данного запорного узла определяется именно типом конструкционного материала для патрубка. Ведь патрубок должен быть, как минимум, инертным к химическим свойствам прокачиваемого потока. То есть, именно патрубок разделяет ассортимент задвижек на изделия для нефтяной отрасли, арматуру для коммунальных трубопроводов, задвижки для транспортеров цемента и штукатурной смеси, запоры для трубопроводов химической промышленности и так далее.

Деление ассортимента шланговых задвижек по типу материла, применяемого для изготовления корпуса, предполагает сортировку сортамента на чугунные, стальные и полимерные разновидности. Кроме того, существуют еще и шланговые задвижки из цветных сплавов, используемые в особо агрессивных средах.

Достоинства и недостатки шланговой арматуры

Исходя из вышеописанных особенностей конструкции шланговых задвижек, мы можем выделить следующий перечень достоинств:

  • Во-первых, любая шланговая задвижка – клиновая или параллельная – без разницы, гарантирует минимальное гидравлическое сопротивление узла транспортируемому потоку.
  • Во-вторых, несмотря на относительную герметичность запорного элемента, такая задвижка обеспечивает абсолютное отсутствие контакта транспортируемого потока с внешней средой. Ведь поток не выходит за границы корпуса и эластичного патрубка. А запорный элемент гильотинного типа не соприкасается с транспортируемой средой.
  • В-третьих, такая задвижка не может засориться, у нее не заклинивает затвор и она пригодна для перекрытия потока, состоящего из вязкой эмульсии или взвеси (штукатурка, цементно-песчаный раствор и так далее).
Читайте также:
Затвор канализационной системы

К недостаткам можно причислить:

  • Габариты таких задвижек довольно значительны. Гильотинный запорный элемент увеличивает высоту арматуры в несколько раз.
  • Эксплуатационный период таких задвижек зависит от стойкости гибкого патрубка. В итоге, задвижка нуждается в довольно частом ремонте с заменой этого «запорного» элемента.

Кроме того, такие задвижки эксплуатируются только в трубопроводах низкого давления при достаточно щадящем температурном режиме.

Оцените статью
Все трубы
Добавить комментарий