Задвижка стальная фланцевая используется в качестве запорно-регулирующей арматуры в трубопроводах и газопроводах промышленного и коммунального типа. И в данной статье мы рассмотрим конструкцию этого элемента, а равно и сортамент таких задвижек, попутно коснувшись и схемы монтажа фланцевой арматуры в трубопровод.
Установка стальных фланцевых задвижек
Задвижки стальные клиновые фланцевые: обзор конструкции
Типовая задвижка состоит из трех конструктивных элементов:
- Корпуса, как правило, прямоточного типа (с прямым каналом пропускного отверстия).
- Запорного узла, состоящего из задвижки и рамки (направляющих).
- Органов управления ручного или механизированного типа (с возможностью дистанционного воздействия на запорный узел).
Корпус задвижки производится в виде цельнометаллической детали, на торцах которой имеются выступы — фланцы. Как правило, корпус получают методом литья. В итоге, литой, цельнометаллический корпус способен противостоять гидравлическим ударам (скачкам давления в системе) практически любой силы. Пропускное отверстие в корпусе может быть как постоянного, так и сужающегося типа (диаметр в зоне седла меньше внутреннего диаметра фланцев).
Задвижка клиновая фланцевая с выдвижным шпинделем
Запорный узел оформляется в виде заслонки, перекрывающей пропускное отверстие в поперечном (перпендикулярном к движению потока) направлении. То есть, затвор (задвижка) работает как гильотина – металлическая пластина клинообразного сечения перемещается вниз, изменяя габариты пропускного отверстия. Такая конструкция позволяет использовать фланцевую задвижку в трубопроводах не просто большого, а огромного диаметра. Ведь седло корпуса задвижки имеет очень скромные (по сравнению с клапанными или шаровыми вентилями) габариты.
Органы управления работой задвижки оформлены в виде винтовой пары. В верхней части корпуса задвижки нарезана резьба, в которую вкручивается шпилька (пруток с резьбовой канавкой). Пята (нижний торец) шпильки связана с верхней кромкой затвора. В итоге, вкручивая шпильку в резьбовое отверстие, мы смещаем затвор вниз, а выкручивая – поднимаем запорный узел вверх. Вращением шпильки можно управлять как вручную, так и с помощью электродвигателя, соединенного со шпилькой особым редуктором.
При этом задвижка стальная фланцевая с электроприводом работает как под присмотром оператора, так и дистанционно. Кроме того, возможен и полностью автоматический режим управления, когда управляющие работой электромотора сигналы будет генерировать датчик или микропроцессор.
Размеры стальных фланцевых задвижек: нормированный сортамент
Габариты задвижек зависят от трех параметров:
- Типа конструкционного материла корпуса.
- Предполагаемого давления в системе.
- Размерного ряда фланцев, определяемого по ГОСТ 12815-80.
Сортамент стальных фланцевых задвижек
Корпуса фланцевых задвижек изготавливают из трех разновидностей конструкционных материалов: стали, чугуна и цветных металлов. И как утверждает основной документ, которым нормируется задвижка стальная фланцевая — ГОСТ 9698-86 – условный диаметр данной разновидности запорной арматуры равен 50-1600 миллиметрам. Габариты чугунных задвижек почти такие же: от 40 до 1600 миллиметров (в диаметре). Размеры задвижек из цветных металлов намного скромнее – пропускной диаметр колеблется в пределах от 15 до 300 миллиметров.
Стальная фланцевая задвижка на пластиковом трубопроводе
Предполагаемое давление в системе делит сортамент задвижек на 13 групп типоразмеров. Причем сортамент стальных задвижки разбиты на 13 групп (давление от 0,16 до 25 МПа), сортамент чугунных задвижек разбит на 7 групп (давление от 0,16 до 2,5 МПа). А сортамент изделий из цветных металлов разбит на три группы (давление от 1,6 до 4 МПа). Причем каждая группа имеет свои ограничения по габаритам. Например, работающая под давлением 0,16 МПа задвижка имеет условный диаметр до 1600 миллиметров, а изделие, функционирующее под давлением 25 МПа, ограничено всего 400 миллиметрами. Например, пропускной диаметр у такого изделие, как задвижка стальная фланцевая 30с41нж, колеблется в пределах от 50 до 300 миллиметров.
Государственный стандарт на фланцы (ГОСТ 12815-80) ограничивает габариты пропускного отверстия на торцах, увязывая их с типом конструкционного материала. Поэтому пропускной диаметр фланцевой задвижки из литого чугуна не может быть более 1000 миллиметров (при давлении до 1,6 МПа). А задвижки из ковкого чугуна не могут быть больше 80 миллиметров (по пропускному диаметру). Стальные задвижки имеют диаметр до 1600 миллиметров и могут выдерживать давление до 20 МПа.
Монтаж фланцевой задвижки: обзор процесса
Установка фланцевой задвижки реализуется следующим образом:
- На трубы монтируют стальные фланцы, габариты которых соответствуют размерам фланцев на торцах задвижки. Монтаж осуществляется на сварку.
- После этого в зазор между трубами вставляют фланцевую задвижку. Далее нужно совместить отверстия на фланцевой шайбе трубы и задвижки, после чего в перфорацию вставляют болты, на торцы которых накручивают гайки. При этом между фланцем трубы и задвижки можно поместить уплотнительное кольцо из резины или полимера.
- Финальный шаг – затягивание резьбовых пар болт-гайка. Причем фиксация задвижки происходит путем параллельного «закручивания» — каждая резьбовая пара затягивается на 3-4 оборота, после чего переходят к следующей паре. И так до полной фиксации задвижки в трубопроводе.