Трубы » Дымовые трубы »

Монтаж и герметизация трубы на крыше дома


Дымоход на крыше домаТруба на крыше дома влияет и на пожарную безопасность строения, и на эффективность системы отопления жилища, и даже на эстетику дизайна экстерьера. Ведь этот элемент дымоходной системы влияет и на тягу в воздуховоде, и на герметичность кровли, и на контуры фасада дома. В данной статье мы расскажем нашим читателям о том, как вывести трубу сквозь крышу, не нарушив, при этом, ни герметичности кровли, ни свободного воздухообмена в дымоходе, ни эстетики фасада.

Точка выхода трубы из кровли определяется функциональностью дымохода и эстетикой восприятия фасада дома. Ведь в трубе должна быть тяга, а внешний вид конструкции не должен портить впечатление от фасада. Наличие тяги в трубе обеспечивает высота канала дымохода. Поскольку атмосферное давление на уровне камеры горения топлива в очаге всегда выше, чем давление воздушного столба над крышей.

То есть, чем выше труба – тем лучше тяга.

Чрезмерное возвышение трубы над крышей превратит экстерьер жилища в подобие промышленной котельной станции. К тому же, для обеспечения тяги в дымоходе достаточно даже небольшой высоты трубы: ее надкровельная часть должна возвышаться над коньком всего на 0,5 метра.

В итоге, точку выхода трубы из кровли размещают таким образом, чтобы  высота трубы над крышей была бы минимально возможной. То есть, трубу монтируют как можно ближе от конька крыши.

Такое месторасположение дает целый ряд преимуществ: во-первых, труба вписывается в контуры экстерьера очень органично, во-вторых, обустройство и герметизация шва между трубой и кровлей осуществляется без особых хлопот и усилий.

На самом коньке – линии стыка двух скатов кровли – монтировать трубу категорически нельзя. Поскольку такое решение усложнит конструкцию кровельного каркаса, лишенного коньковой балки.

Для правильного обустройства точки прохода трубы сквозь крышу необходимо предпринять следующее:

  • Составные элементы верхней части дымоходаВо-первых, выбрать точку прохода, руководствуясь вышеописанными рекомендациями.

  • Во-вторых, подготовить каркас крыши для монтажа трубы.
  • В-третьих, прорезать отверстие в скате кровли.

Но это только общие рекомендации – подробное описание имеется только у первого пункта данного плана. Поэтому далее по тексту мы рассмотрим второй и третий пункт данного списка более подробно.

Чтобы обеспечить проход трубы через кровлю нам придется вмешаться в структуру каркаса крыши.

И для этого нужно сделать следующее:

  • Отступить от одной из стропильных ног кровли расстояние, равное диаметру трубы плюс полметра. Причем расстояние промеряется прямо по коньковой балке.
  • Смонтировать на этом расстоянии еще одну стропильную ногу, параллельную первой.
  • Повесить в точке сопряжения кровельной балки и стропила отвес. Спроецировать с помощью отвеса стропильную балку на плоскость чердачного перекрытия. Отмерить, в сторону уклона кровли, на проекции стропила 1,5 метровое расстояние от точки пересечения с отвесом. Перенести эту отметку на стропило с помощью еще одного отвеса. Именно так определяется месторасположение центральной оси трубы.
  • На проекции стропила отступить от точки, сквозь которую пройдет центральная ось трубы, расстояние равное внешнему радиусу дымохода плюс четверть метра. Спроецировать эту точку на стропило с помощью третьего отвеса. Смонтировать на этом месте верхнюю балку, которая будет перпендикулярна кровельному и дополнительному стропилам и равна им по толщине.
  • Аналогичным образом вычислить месторасположение нижней балки и смонтировать эту деталь.

В итоге,  проход через кровлю трубы дымохода будет обустроен внутри силового короба, сформированного с помощью стропил (продольные стенки) и  балок (поперечные стенки). Причем стороны этого короба должны равняться  увеличенному на  50 сантиметров диаметру трубы. Ведь 25-сантиметровое расстояние от тела трубы до стропила или балки регламентируется нормами пожарной безопасности, согласно которым прямое примыкание к трубе кровли категорически запрещается.

После формирования короба нам остается только вскрыть кровлю и подготовить точку прохода под размещение трубы. Причем вся эта операция начинается с разметки месторасположения короба относительно готовой кровли.

Для этого нужно сделать следующее:

  • Установка дымоходаВо внутренней точке углового сопряжения стропила и балки короба сверлится сквозное отверстие. Причем сверло располагают перпендикулярно к поверхности кровельного пирога. Аналогичная операция проделывается в трех оставшихся углах короба для трубы.
  • Далее, с внешней стороны крыши, прямо по кровельному материалу, наносятся границы короба. Для этого используются отверстия, высверленные в кровельном пироге. Ведь с их помощью удалось определить место углов квадрата. Так что, для очерчивания границы остается лишь соединить эти точки.

Определившись с границами короба можно приступать к поэтапному вскрытию слоев, составляющих кровельный пирог. Ведь перед тем, как вывести трубу через крышу, нам придется удалить часть кровли, перекрывающий короб.

Причем эту операцию можно реализовать двумя способами, а именно:

  • Путем надреза слоев по внутреннему периметру короба. Кровлю режут с помощью лобзика или болгарки прямо по очерченным линиям.
  • Путем надреза слоев по диагоналям. В этом случае необходимо прочертить диагональные линии и разрезать слои кровельного пирога по этим меткам.

Следует отметить, что на практике, используют оба метода, вскрывая одни слои кровельного пирога по периметру, а другие – по диагонали короба. Например, кровельный материал и паропроницаемая подложка вскрываются  по диагонали, а деревянная основа – по периметру.

Такой избирательный подход облегчает последующую герметизацию места проникновения трубы сквозь кровлю.

Вскрыв кровельный пирог, можно переходить к подготовке точки прохода трубы сквозь кровлю.

Эта операция выполняется следующим образом:

  • Подготовка точки прохода дымохода сквозь крышуНадрезанный по диагонали кровельный материал отгибается наружу, а паровая пленка во внутреннюю часть короба. Причем паропленка крепится к стенкам короба обычными скобами.
  • Дымоходную трубу вставляют в короб со стороны чердака и, приподняв, монтируют на боровок.
  • Поверх свободного торца трубы, со стороны крыши на дымоход надевают теплоизолирующий пояс.
  • Далее трубу фиксируют на два разборных хомута с ножками в виде самореза, который вкручивается в балку или стропило.
  • После фиксации дымохода, перед тем, как заделать трубу на крыше, короб закрывают металлическим или асбестовым листом со стороны чердака.
  • На финальном этапе в короб засыпают влагостойкий, негорючий утеплитель (керамзит).

После этого трубу начинают готовить к герметизации стыков между дымоходом и кровлей.

Герметизация трубы на крышеКак правило, процесс герметизации стыка между телом трубы и плоскостью кровли реализуется с помощью готовых комплектов, приобретаемых вместе с кровельным материалом. Причем для дымоходов квадратного сечения используется один комплект, а для круглых труб – совершенно другой.

Однако, в любом случае, герметизация кровельного стыка и трубы реализуется с помощью особой детали – фартука, сферической или прямоугольной формы. Такой фартук одевают поверх трубы таким образом, чтобы его края выходили за границы короба, в котором был смонтирован дымоход. Причем на кровельный материал фартук, просто накладывается внахлест, а к трубе крепится на саморезы. Стык между трубой и фартуком заделывают термостойким герметиком.

Герметизация дымоходных труб круглого сечения может быть реализована с помощью фартука-колпака, одеваемого поверх трубы. Конический выступ колпака, при этом, обрезается под нужный диаметр.

Процесс герметизации верхней части трубы, в упрощенном виде, выглядит следующим образом:

  • В самом начале удаляются остатки кровельного материала, закрывающие короб.
  • Далее на край кровли наклеивают слой эластичной гидроизоляции.
  • Поверх слоя гидроизоляции монтируют фартук, нижний край которого укладывают на кровлю, а верхний – на трубу.
  • Точки соприкосновения фартука и кровли фиксируют на саморезы с широкими «шляпками» округлой формы (кровельный вариант).
  • К трубе фартук фиксируют на эластичный герметик. После чего стык трубы  фартука  поджимают хомутом.

После монтажа фартука (или колпака) труба считается пригодной для использования.