Трубы » Задвижки »

Задвижка чугунная с обрезиненным клином


Задвижка чугунная с обрезиненным клиномЗадвижка с обрезиненным клином используется в качестве запирающего узла в трубопроводах, транспортирующих химически активные вещества.

Применение обрезиненного запорного элемента обеспечивает максимальный период эксплуатации арматуры и является дополнительной гарантией герметичности задвижки.

Устройство классической задвижки с затвором клиновидной формы основано на трех составляющих: чугунном корпусе, стальном запорном элементе и органе управления запором. Задвижка чугунная с обрезиненным клином устроена аналогичным образом, только в качестве запорного элемента в таком устройстве используется стальная пластина, покрытая резиной.

Однако только на этом отличия «обрезиненного» варианта от «классики» не заканчиваются. Ведь конструкция первого типа (там, где используется обрезиненный запорный элемент) рассчитана на более жесткие условия эксплуатации, поэтому в ее конструкции предусмотрен усиленный вариант механизма запорного устройства и совершенно иная конструкция седла корпуса.

Обрезиненный запорный элемент задвижки имеет сложную форму, в основе которой находится цилиндр, усеченный по V-образному контуру. Причем запорный узел (клин) состоит из двух литых металлических деталей: лицевой и оборотной части. Между этими деталями монтируется особый элемент – конусообразный штырь, с помощью которого задвижка фиксируется в корпусе в крайнем нижнем положении. Штырь вводится в особое углубление в седле корпуса.

Конструкция задвижки с обрезиненным клиномРазъемные элементы клина покрываются слоем резинового изолятора либо полностью (так обработан затвор, который использует отечественная задвижка kr), либо только в той части, которая расположена напротив магистральных торцов запорной арматуры. В последнем случае на поверхность клина напыляют два уплотнительных кольца, размещаемых на лицевой и оборотной стороне затвора.


С узлом управления обрезиненный клин задвижки связан посредством шпинделя, Т-образный торец которого вмонтирован в полость разборного затвора.

Узел управления задвижкой смонтирован на вертикальном патрубке, ось которого перпендикулярна оси магистральных торцов запорной арматуры. На патрубок, посредством фланцевого соединения, крепится крышка корпуса узла управления.

Схема задвижки с обрезиненным клиномК горловине крышки монтируется (на болты) крышка сальника – уплотнителя, герметизирующего шпиндель. В верхнюю часть крышки сальника ввинчивается ходовая гайка. Сам сальник собирается из различных уплотняющих деталей. Например, задвижка с обрезиненным клином гранар оборудована разборным сальником, который состоит из набора полимерных колец. Шпиндель задвижки крепится во внутренней полости клинового затвора и, проходя сквозь корпус, сальник и крышку сальника, ввинчивается в ходовую гайку. Сама гайка при этом, крепится на шпонку в центральной части маховика.

В итоге, кутящий момент маховика передается на ходовую гайку, которая навинчиваясь на резьбовую часть шпинделя, трансформирует энергию вращения в поступательное движение шпинделя вверх (к крышке корпуса узла управления) или вниз (к седлу корпуса задвижки).

Корпус задвижки сформирован на основе достаточно крупного тройника, горизонтальный участок которого образован магистральными торцами, а вертикальны – монтажным патрубком.

Магистральные торцы корпуса рассчитаны либо под сварное соединение, либо под фланцевый монтаж, либо под резьбовую стыковку (на муфту).

Причем из всех устройств, рассчитанных под разъемный монтаж, наилучшие характеристики демонстрирует задвижка с обрезиненным клином фланцевая, которая  отличается достаточно высокой прочностью, как самой арматуры, так и стыковочного узла (фланца).

Ассортимент задвижек с обрезиненным клином наполнен запорной арматурой различной конструкции. Однако все это разнообразие устройств демонстрирует практически идентичный набор рабочих характеристик.

К типовым характеристикам клиновидных задвижек с обрезиненным запорным элементом мы можем причислить следующие:

  • Способность работать со средами, температура которых не опускается ниже пяти градусов и не поднимается выше 225 градусов Цельсия.
  • Ограниченный размер условного (пропускного) диаметра задвижки, который изменяется в пределах от 15 до 300 миллиметров.
  • Готовность работать в системах транспортировки и жидкого, и газообразного потока. Например, задвижка 30ч39р может обслуживать любую относительно чистую среду с давлением до 1,6 МПа. Причем, если  максимальная скорость «жидкого» потока не может превышать 4 м/с, то газообразную среду можно разогнать до скорости 30 м/с.
  • Длительный период эксплуатации – до 16 лет без капитального ремонта узла управления, а чугунный корпус «проживет», при соответствующем обращении, более  полувека.
  • Высокую герметичность запорной арматуры подобного типа. По ГОСТ 9544-93 задвижка относится к «А» классу. То есть, данный узел гарантирует полное отсутствие видимых протечек.