Трубы » Арматура и вентили »

Устройство стальных клиновых задвижек


Задвижка стальная клиноваяОдин из самых распространенных типов трубопроводной запорной и регулирующей арматуры считается задвижка стальная клиновая, которая применяется более чем в 70% случаев.

Задвижка представляет собой соединительный элемент для трубопровода, регулирование и перекрытие потока в котором происходит за счет специального клина (его конструкция может быть разной), который двигаясь перпендикулярно потоку рабочей среды, прижимается к седлам устройства.

Конструктивно клиновая задвижка стальная состоит из следующих элементов:

  • Стальной корпус, внутри которого собран запорный механизм. Седла корпуса расположены под определенным углом друг к другу.
  • Запорный механизм или клин, который может быть упругим, жестким, двухдисковым, является основным рабочим элементом задвижки.
  • Шпиндель, движение которого приводит к перемещению клина. Разделяют устройства с выдвижным и невыдвижным шпинделем, последние имеют меньшие габариты, что и определяет их основную сферу применения — участки трубопроводов, доступ к которым ограничен.

Широкое распространение подобного рода устройства получили благодаря следующим преимуществам, которые обеспечивает их применение:

  • Задвижка клиноваяПростота конструкции.
  • Отличная ремонтопригодность.
  • Надежное перекрытие потока и герметизация.
  • Возможность применения на трубопроводах с различными рабочими средами: вода, пар, воздух, природный газ, нефтепродукты и другое.
  • Большой ассортимент устройств, проходной диаметр может составлять до 2 метров, а рабочее давление достигает тысячи атмосфер.
  • Стальные задвижки устанавливаются на трубопроводах в различных климатических условиях, даже при отрицательных температурах. Это выгодно отличает запорную арматуру из стали от чугунной.


Примером может служить задвижка клиновая стальная 30с41нж, которая может эксплуатироваться на трубопроводах различного назначения, рабочее давление составляет 16 атмосфер, а температурный диапазон от -40 до +425 градусов. Диаметр такой арматуры достигает 300 мм.

Стоит быть объективным и сказать о недостатках, которые характерны клиновым задвижкам:

  • Низкая оперативность управления потоком, для перекрытия требуется определенный период времени.
  • Задвижки с выдвижным шпинделем имеют большие габариты, их установка возможна не во всех условиях.
  • При интенсивной эксплуатации достаточно часто выходят из строя уплотнения. Кроме того, при серьезных поломках ремонт возможен только в условиях мастерских.

Задвижка стальная на трубопроводеБольшинство задвижек такого типа являются полнопроходными, то есть диаметры трубопровода и устройства совпадают. Но встречаются и зауженные задвижки с меньшим диаметром, такие узлы устанавливаются при необходимости уменьшения момента силы, необходимого для открывания или закрывания устройства. Чаще всего запорная арматура такого типа присоединятся к трубопроводу при помощи фланцев, что упрощает монтаж и демонтаж. Задвижка клиновая стальная фланцевая может применяться на различных типах трубопроводов.

По принципу управления клиновые задвижки классифицируются на следующие типы:

  • Ручной привод — перекрытие потока осуществляется поворотом закрепленного на шпинделе штурвала.
  • Механический привод — применяется в системах автоматического и дистанционного управления. Существуют следующие виды приводов: электрический, пневматический, гидравлический.

По виду запорного устройства задвижки различаются следующим образом:

  • Жесткий клин — обеспечивает надежную герметизацию, но в случае повреждения требует сложного ремонта. Кроме того, при определенных условиях для управления задвижкой необходимо прилагать значительные усилия.
  • Двухдисковый клин более практичен, он не так восприимчив к повреждению поверхности седел корпуса, не подвержен заклиниванию.

Стальные клиновые задвижки во многих случаях являются единственно применимым видом запорной арматуры. При выборе устройства следует обращать внимание на соответствие ее характеристик с условиями эксплуатации, тогда задвижка прослужит достаточно долго.