Трубы » Полипропилен »

Ремонт полипропиленовых труб — проблемы и их устранение


Механическое повреждение в трубопроводеПолипропиленовые трубы характеризуются завидной химической стойкостью и достаточно высокой кольцевой жесткостью. Однако физическая сопротивляемость таких изделий ударным или механическим нагрузкам оставляет желать лучшего. Поэтому ремонт полипропиленовых труб является достаточно распространенной операцией. Мы попробуем упомянуть всевозможные причины аварий в таких трубопроводах и о методах устранения последствий аварийных ситуаций в безнапорных и напорных системах из полипропилена.

Давление в безнапорных системах равно атмосферному. Пропускная способность таких линий рассчитывается заранее. К тому же, монтаж стыков в безнапорных системах осуществляется по раструбной технологии, с герметизацией места контакта обычным резиновым уплотнителем. То есть, опасаться запредельного внутреннего давления или ошибок в сборке трубопровода, в данном случае, не стоит.

В итоге, повредить полипропиленовую трубу в такой системе может только «третья сила», злонамеренная или случайная.

Проще говоря: причиной аварии в безнапорной системе может быть только стороннее воздействие, в результате которого пострадало тело трубы.

Причем такое воздействие может выглядеть и как попытка сброса в систему химического вещества с высокой Заводской дефек трубыактивностью, и как эксплуатация системы с заведомым нарушением температурного режима, и как тривиальное механическое повреждение.

Впрочем, теоретически, еще одной причиной таких аварий могут быть фабричные дефекты, незамеченные в отделах технического контроля завода-производителя труб из полипропилена. Однако такие дефекты полипропиленовых трубопроводов встречаются не часто. Процесс производства таких изделий контролируется достаточно тщательно. Поэтому такой «причиной» можно пренебречь.


Строительные нормативы, которыми регламентируется прокладка полипропиленовых трубопроводов, допускают использование подобных конструкций не только в безнапорных линиях, но и в напорных системах.

Поэтому, помимо упомянутых сторонних сил, в список причин аварий следует включить еще и риски, связанные с превышением допустимого давления в трубопроводе, и опасности, спровоцированные ошибками при монтаже напорной линии.

Ведь напорный трубопровод монтируют на достаточно прочное сварное соединение, не прощающее технологических ошибок. Перекос трубы в муфте, ошибки в процессе пайки, поломки сварочного аппарата – вот только краткий перечень причин аварий на стыках. Причем большая часть аварий напорных трубопроводов спровоцирована именно «стыковочными» причинами. Поэтому разбор методик устранения протечек и прорывов в трубах мы начнем с изучения способов борьбы с некачественными стыками.

Ремонт труб полипропиленовых, а равно и изделий из любого другого полимера, начинается с локализации мета протечки. Причем в самом начале сантехники осматривают стыки системы. Ведь три четверти проблем безнапорных и напорных трубопроводов связаны именно со стыками.

Ремонт полипропиленового стыкаПолипропиленовые трубопроводы в безнапорных системах могут протечь на стыках только по одной причине – из-за перекоса уплотнительных колец в раструбе. Поэтому при монтаже безнапорных систем нужно контролировать месторасположение колец с помощью особого щупа, который можно изготовить из пивной банки. Этот «инструмент» вводится в щель стыка и промеряет глубину «залегания» уплотнительного кольца. И если в процессе промера глубины вы наблюдаете разную глубину, то кольцо лежит неровно.

Починка полипропиленового трубопровода, в данном случае, предполагает всего лишь демонтаж стыка с заменой кольца. То есть, вам придется извлечь трубу из раструба и заменить или поправить уплотнительное кольцо. После чего труба вводится  в раструб, и проблема считается решенной.

Стык в напорных трубопроводах собирают на сварку. И ошибки в процессе сборки означают только одно: вам придется вырезать из трубопровода поврежденный стык и заменить его новым элементом.

Резка полипропиленовых труб, в данном случае, осуществляется в максимальной близости от поврежденного стыка. Ведь полимерные трубопроводы чувствительны к линейным температурным деформациям, следовательно, мы можем вырезать трех или четырехсантиметровый участок и просто соединить свободные торцы без наращивания (врезки) длинны  трубы.

Ремонт пластиковой напорной трубыПосле того, как участок с проблемной муфтой будет вырезан из трубопровода, вам придется отыскать новый фитинг и заново запаять проблемный узел. Только в данном случае постарайтесь не допустить типичных ошибок процесса пайки полипропиленовых труб.

Словом, придерживайтесь следующих мер предосторожности:

  • контролируйте глубину погружения трубы в муфту,
  • вводите в блок управления сварочным аппаратом верные значения диаметра и толщины стенки трубы
  • запрессовывайте трубы в муфту одним движением, без проворачивания.

И если вы не ошибетесь в этих «мелочах», то проблем с новым стыком у вас не будет.

И в безнапорных, и в напорных системах тело трубы чинят с помощью одной и той же операции: инсталляции временной или постоянной «заплатки». Причем роль заплатки может сыграть и резиновый жгут, и разборная муфта, и сегмент такой же трубы. Жгут наматывают на тело трубы, поверх пробоины. Концы жгута фиксируют с помощью винтового хомута  или обычной проволоки. Кроме того, ремонт полипропиленовых труб, в данном случае, можно организовать и с помощью обычного текстиля, пропитываемого, на каждом витке, эпоксидными смолами.

Замена участка трубыРазборная муфта обжимает место деформации и фиксируется на винты. Причем, в самом начале, под трубы заводят нижнюю часть муфты, поджимая прорыв верхней стороной изделия.

При таком порядке сборки муфты вы можете пренебречь необходимостью отключать напор в трубопроводе.

Сегментарная заплатка монтируется только на «пустой» трубопровод. Она вырезается из тела аналогичной трубы и фиксируется на клей. Причем поверх проклеенного участка лучше всего наложить еще и резьбовой хомут, поджимающий заплатку и в процессе высыхания клея, и в ходе эксплуатации трубы.

Если причиной ремонта стала очень серьезная авария, разрушившая значительный участок тела трубы, то вам не стоит размениваться на заплатки или муфты – просто замените весь поврежденный участок новым, работоспособным аналогом.

Разрушенный участок безнапорного трубопровода просто вынимают из нижнего и отсоединяют от верхнего (по ходу течения потока) раструбов. Новую трубу сначала вставляют в нижний раструб, а затем присоединяют к верхнему, гладкому торцу. При этом не следует забывать о необходимости контроля месторасположения уплотнительных колец.

Замена поврежденных участков полипропиленовой трубы в напорных системах основана на полном удалении аварийного сегмента и двух сварных муфт.  Поэтому сборку нового сегмента начинают с монтажа (пайки) новых муфт. И после этого вам останется лишь вварить в свободный торцы муфт мерный отрезок трубы нужного диаметра.

В процессе обустройства сварных соединений стоит обращать внимание на глубину и качество пайки. Иначе вам придется заниматься еще и некачественными стыками.