Запорная арматура из нержавеющей стали отличается от ординарных изделий особой стойкостью к химическому воздействию и физическим нагрузкам. Поэтому узлы и устройства из легированной хромом стали монтируют на самых сложных участках промышленных трубопроводов. В быту запорная арматура из нержавейки пользуется еще большей популярностью. Ведь в практически тепличных условиях «домашних» водоводов и газопроводов узлы из нержавеющей стали функционируют практически вечно.
Типы нержавеющей запорной арматуры
Основу сортамента подобной арматуры составляет стандартный набор запорных устройств, а именно:
Вентили (клапаны) – узлы запорно-регулирующего типа, перекрывающие течение потока в направлении, параллельном движению транспортируемой среды. Запорным элементом вентиля является золотник – особый клапан, перекрывающий пропускное отверстие в седле корпуса арматуры. Вентиль пропускает поток только в одну сторону. Следует отметить, что запорные функции вентиля, по сути, вторичны. Этот элемент является скорее регулятором, чем запором. Ведь от герметичности контакта золотника и седла корпуса вентиля зависит пропускная способность всего трубопровода или отдельного участка магистрали.
Краны – узлы запорно-регулирующего типа, которые можно использовать при прямом и реверсном течении потока в трубе. Запор крана перекрывает поток в направлении перпендикулярном движению транспортируемой среды. Причем запорный узел крана представляет собой тело вращения, монтируемое в седло корпуса арматуры. Из-за этого регулирующие функции крана выражены менее четко, чем запорные. Впрочем, благодаря особым прочностным характеристикам и высокой твердости легированной хромом стали, нержавеющая запорная арматура подобного типа может использоваться в процессе регулировки потока без каких-либо ограничений.
Задвижки (заслонки) – узлы запорного типа, отсекающие течение потока в трубопроводе. Регулирующими функциями заслонки и запоры не обладают. Поток перекрывается в перпендикулярном к его течению направлении. Запорный элемент принимает форму щита или диска. Причем, несмотря на тяжелейшие условия, в которых функционирует подобная запорная арматура, нержавейка, как материал для корпуса заслонки и основа для ее запорного элемента, пользуется особым доверием и в среде «бытовых» сантехников, и сообществе строителей профессиональных трубопроводов.
Нержавеющая сталь может выдержать и сильный гидравлический удар, который сопровождает процесс эксплуатации устройств подобного типа, и любую агрессию со стороны транспортируемого потока. Поэтому заслонки из нержавейки встречаются не только в быту, но и в химической и в фармацевтической промышленности.
Особенности конструкции вентиля
Типовой вентиль состоит из следующих элементов: корпуса, в который ведут два магистральных входа-выхода и один патрубок, принимающий следующий элемент – запорный узел (золотник). Управление золотником осуществляется с помощью штока или шпинделя. Магистральные торы корпуса оформлены либо под резьбовую пару, либо под фланцевое соединение.
Движение штока (шпинделя), с вмонтированным в нижнюю часть детали золотником, осуществляется путем перевода крутящего момента на «штурвале» вентиля в поступательное перемещение запорного узла. Герметичность при соприкосновении золотника с седлом корпуса обеспечивается специальными уплотнителями, которые изготавливают как из обычной резины (для водопровода), так и из особого материала с повышенной химической и термической стойкостью.
Достоинства и недостатки вентилей
К достоинствам, которыми обладает подобная трубопроводная арматура из нержавейки, можно отнести следующие качества:
- Вентиль может работать в трубопроводах с давлением до 250 МПа, обслуживая потоки с температурой: от — 200 до 600 градусов Цельсия.
- Вентиль можно использовать для регулирования потоков любого типа: от вязкой нефти, до разряженного газа.
- Вентиль отличается хорошей ремонтопригодностью: для восстановления работоспособности узла достаточно просто поменять прокладки на золотнике.
Недостатки вентилей проявляются в следующих качествах:
- Высокого гидравлического сопротивления узла – такая арматура пропускает поток лишь в одну сторону.
-
Наличия в конструкции корпуса арматуры, так называемых «застойных зон», в которых скапливаются нежелательные отложения.
- Ограничения по пропускному размеру устройства – магистральные торцы вентиля не могут быть больше 300 миллиметров по внутреннему диаметру.
Особенности конструкции крана
Типовой кран состоит из корпуса, запорного цилиндра (или сферы, иди конуса) и рукояти управления работой арматуры. Причем, если перед нами трубопроводная арматура из высококачественной нержавеющей стали, то из этого материала состоят и корпус, и затвор, и даже рукоять.
Корпус крана напоминает аналогичную деталь прямоточного вентиля. А вот затворный узел в рассматриваемом устройстве намного проще. Ведь у крана нет ни резьбового шпинделя, ни ходовой гайки. Шток управления, скрепленный с поворотной рукоятью, вмонтирован непосредственно в запорный цилиндр (сферу, конус). И для полного открытия (закрытия) крана нужно лишь повернуть рукоять управления на четверть или половину борота в нужную сторону.
К преимуществам использования кранов можно отнести:
- Минимальное гидравлическое сопротивление транспортируемому потоку.
- Очень скромные габариты устройства – корпус крана практически не выступает за пределы трубопровода.
- Возможность использования кранов в потоках с высокой степенью загрязнения.
К недостаткам кранов относятся лишь относительно небольшие диаметры магистральных патрубков и возможность монтажа кранов лишь в трубопроводах низкого давления (до 1,6 МПа).
Особенности конструкции задвижки (заслонки)
Корпус задвижки и заслонки похож на стандартную рамку или на очень короткий патрубок. Запорный элемент монтируется либо на вертикальную ось (дисковый затвор), либо в направляющие рамки (щитовой затвор). Причем, производится такая трубопроводная арматура из стали практически полностью: у задвижки из нержавейки изготовлен диск и корпус.
Запирание канала в корпусе осуществляется поворотом диска вокруг оси или движением заслонки вниз. Причем в достаточно плотных потоках для этого действия придется приложить довольно серьезное усилие. Вследствие этого над относительно скромным корпусом самой задвижки (заслонки) возводится достаточно габаритная надстройка, скрывающая в себе механизм управления запорной арматурой.
Главное достоинство задвижек и заслонок – это возможность создания на базе такой конструкторской схемы запорного устройства с любыми габаритами. Помимо этого, задвижки отличаются практически нулевым гидравлическим сопротивлением и сравнительно простой конструкцией устройства.
Главный недостаток – усложненное управление действительно крупным устройством. Такую заслонку можно открыть только лебедкой или краном.
Кроме того, задвижки излишне чувствительны к загрязнениям в потоке и очень накладны в обслуживании. Ремонт таких устройств обойдется очень дорого.